Детям любого возраста очень непросто начать посещать детский сад. Привычная жизнь ребенка кардинальным образом изменяется: четкий режим дня, сокращение времени общения с родителями, в
частности с матерью, сокращение персонального внимания и возникающая необходимость
общаться и делиться с другими детьми. Для того чтобы принять все эти изменения каждый ребенок проходит период адаптации.
Можно выделить три формы адаптации к детскому саду:
Лёгкая форма адаптации. При такой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. В первое время может наблюдаться снижение апптетита, которое затем нормализуется в течение 1-2
недель, сон налаживается в течение 20-30 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается. При средней степени адаптации период привыкания детей к садику может достигать 2-3 месяцев. При тяжелой степени адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к садику и новым условиям можно порекомендовать следующее:
1.Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня, приближенный к режиму дня в ДОУ.
2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
3. Уделяйте время на то, чтобы объяснить ребенку доступным для него языком, что такое детский сад, зачем он нужен и почему ребенок должен туда ходить (там много игрушек, там ты будешь
играть с другими детьми и тд.)
4. Многие детиошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Скажите, что после
того как ребенок поиграет в дестком саду мама придет и заберет его домой. Обязательно поговорите со своим ребенком о роли воспитателя. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
5. Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские игрушки. Поэтому заранее научите его делиться с другими детьми.
6. Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на
положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера вместе решить, какую одежду ваш ребенок наденет утром.
7. В выходные следует придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
8.Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
9. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при
ребенке.
10. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно?
Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он чувствует вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не
слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
11. К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
· Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не
скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Намного легче проходят переиод адаптации следующие дети:
· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до
этого события.
· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
· Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит
силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
· Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны
начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы
легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но мало кто думает о том, что в это время переживают родители, которые находится в
не меньшем стрессе и тревоги! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
· Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если
слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет!
Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не
бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
· заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда детский сад станет для вашего малыша уютным, хорошо знакомым и привычным миром!