Уважаемые родители, рекомендуем Вам игры с детьми, которые отвлекут их от гаджетов и различных электронных устройств, которые в свою очередь являются причиной ухудшения зрения.
Игры словесные
Словесные игры, проводимые в детском саду, направлены прежде всего на развитие речи детей. В возрасте 2–3
лет малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и самостоятельно выражать собственную мысль.
Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о
всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся обобщать предметы по общему признаку, находить сходства и отличия в увиденном, называть изменения, которые произошли с предметами, что, несомненно, пригодится при обучении в школе.
Для того, чтобы игры, направленные на развитие речи, проходили более эффективно, при их проведении необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, сочетать беседу со всеми детьми с индивидуальной, чередовать игры, используя по возможности каждый раз новые.
Прогулка Кати
Цель игры: помочь детям запомнить последовательность действий, побуждать пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Побуждать ребят пользоваться такими словами, как «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и др.
Оборудование: кукла Катя, небольшой сад со скамеечками, сделанный ребятами из кубиков, несколько других
игрушек (например медвежонок, лисенок и котенок).
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит, что сегодня она пойдет гулять в парк, который дети сейчас построят из кубиков. Всем раздаются кубики, и дети начинают мастерить скамеечки, бордюрчики, расставляют деревья. Вся работа должна сопровождаться комментариями ребят. Для этого руководитель побуждает детей отвечать на его вопросы:
1) а вы любите гулять в парке?
2) для чего там нужны скамеечки?
3) можно ли мусорить, выбрасывая бумажки и банки на траву? Почему?
4) другие.
Во время ответов воспитатель внимательно слушает детей, при необходимости поправляет, чтобы предложения были построены правильно.
Следующим этапом, когда парк готов, туда идет гулять кукла Катя, которая здоровается со своими знакомыми:
медвежонком, лисенком и котенком, разговаривает с ними о погоде, о том, куда они сегодня ходили и что интересное видели.
Сначала озвучивать куклу Катю может сам руководитель, а зверей – дети. Но когда все поймут основную суть игры, то ее проведение можно полностью доверить ребятам, но при этом внимательно следить за тем, чтобы дети правильно пользовались такими словами, как «спасибо», «пожалуйста».
Такая игра помогает развивать не только речь детей, но и их воображение.
Репка
Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, научить детей показывать сказку «Репка» по ролям, обучить элементарным мимическим приемам.
Оборудование: большая иллюстрация к сказке «Репка», когда все ее герои вытягивают репку из земли.
Ход игры: руководитель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Репка». Для этого воспитатель громко читает книгу и показывает всем иллюстрации, что помогает малышам лучше представить происходящие события.
Затем руководитель предлагает показать сказку самостоятельно, только для этого необходимо выбрать ребят на роль репки, деда, бабы, внучки, Жучки, кошки и мышки. Когда все готово к инсценировке, воспитатель начинает объяснять правила игры. Все герои, когда в сказке будет называться их имя, должны будут делать шаг вперед и говорить определенные слова (например, ребенок, который будет исполнять роль репки, при каждом ее упоминании должен сказать: «Да выросла я уже».
При слове «дед» необходимо будет сказать: «Тяну, тяну». При упоминании слова «баба» ребенок, играющий ее
роль, будет говорить: «Ой, платочек надо завязать». При слове «внучка» следует сказать: «А вот и я!». При упоминании Жучки нужно полаять, при упоминании кошки – помяукать, а при слове «мышка» сказать: «Наконец-то позвали!».
Когда малыши хорошо запомнят те слова, которые им необходимо говорить, можно начинать показ сказки, которую
будут оценивать дети, не участвующие в данной игре. Если ребята возьмутся за это дело с энтузиазмом, то сказка получится очень интересной и смешной.
Придумай предложение
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогащая словарный запас, развивать память и внимание, что помогает сосредоточиться в сложившейся ситуации и принять правильное решение, воспитывать любовь к своим игрушкам и желание убирать их после игры.
Оборудование: любимые игрушки детей, картинки с изображением животных.
Ход игры: воспитатель организовывает игру следующим образом: вызывает к себе одного добровольца и просит придумать предложение со словом «кошка». Когда ребенок назовет его (например, «У меня дома живет кошка»), можно предложить сказать придуманные предложения другим детям.
Когда правила игры будут всем понятны, руководитель предлагает всем занять свои места на стульчиках, расставленных полукругом. Затем воспитатель уже не произносит новое слово, а лишь показывает картинку с изображением животного или игрушку.
Теперь дети начинают составлять предложения, чтобы в них присутствовало данное слово. Отвечают малыши по цепочке, и необходимо следить за тем, чтобы ответы не повторялись.
Если дети затрудняются ответить, они могут передать ход следующему участнику, но нельзя заострять на этом внимание, так как не все малыши способны сразу составить определенную фразу. Эта игра довольно сложная, поэтому ее сначала нужно проводить в небольших подгруппах, чтобы детям было легче сосредоточиться, и только потом в ней могут участвовать до 10 человек.
Самый находчивый
Цель игры: учить малышей играть вместе, пользуясь общими игрушками, проявлять заботу об окружающих, повторить такие понятия, как «фрукт», «овощ», «ягода», развивать речь ребят, помогая использовать при разговоре не только простые предложения, но и сложные.
Оборудование: карточки с изображением яблока, клубники и моркови; три большие стрелки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на 3 команды, для этого на полу раскладывает три большие стрелки таким образом, чтобы они были направлены в разные стороны. Затем дети выстраиваются в шеренгу и начинают подходить к стрелкам. При этом они по очереди выбирают правую, среднюю или левую. Так все ребята расходятся в три стороны.
Когда команды сформированы, руководитель предлагает вспомнить, что означают слова «фрукт», «овощ» и «ягода», чем они отличаются. Затем капитаны команд выходят в центр игровой площадки и выбирают по одной картинке, которые расположены изображением вниз, и возвращаются на место.
Только теперь руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо назвать как можно больше слов, относящихся к данной категории. В игре побеждает та команда, которая за 1 минуту успела назвать большее количество фруктов, овощей или ягод. Воспитатель при этом должен внимательно следить за тем, чтобы названия не повторялись. Если команда затрудняется выполнить задание, то руководитель должен подсказать ребятам.
Назови слово
Цель игры: научить детей выделять первые звуки в словах, уделяя особое внимание тому, что из них можно составить слова, продолжать обучение четкому произношению звуков, слогов и слов, развивать речь детей и способность самостоятельно собирать целое из частей.
Оборудование: карточки с такими буквами, как К, Л, М, О, С.
Возраст: 4–6 лет.
Ход игры: руководитель говорит детям, что сегодня они будут соревноваться друг с другом и определят самого наблюдательного, сообразительного и разговорчивого ребенка. Для этого необходимо разделиться на 2 команды и придумать каждой название, чтобы оно было связано с буквами или алфавитом.
Когда все готово к игре, воспитатель объясняет ее правила, которые заключаются в том, что необходимо назвать как можно больше слов на определенную букву. Так как не все дети еще знакомы с буквами, то, прежде чем они начнут выполнять задание, все хором произносят нужный звук.
Следующим этапом руководитель начинает опрос, который можно провести следующим образом: каждой команде дается по 5 секунд, чтобы назвать слово, начинающееся, например, на букву «с». Затем слово называет команда соперников. Так продолжается до тех пор, пока у детей не будет подходящего ответа. Если в течение 10 секунд они не скажут слова, то право ответа переходит другой команде. В этом туре побеждает команда, которая последней дала правильный ответ. Далее игра продолжается, и команды называют слова, которые начинаются уже с другой буквы. Побеждает та группа детей, которая в течение трех туров выиграла 2 или даже3 раза.
Конкурс загадок
Цель игры: развивать воображение, умение обобщать, обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, продолжать обучать детей отгадывать загадки.
Оборудование: карточки с изображением гриба, ели, огурца, капусты, лука, барабана, велосипеда, ножниц, бутона, волн, комара, вешалки, валенок и ног, которые являются отгадками к загадке.
Возраст: 4–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель говорит название игры, в которой сейчас и будут все участвовать.
Необходимо спросить ребят, какие загадки они знают, попросить загадать некоторые из них присутствующим
детям. Когда все окончательно настроятся на игру, можно начинать.
Для этого воспитатель по очереди задает каждой из команд загадки и просит в течение 30 секунд дать ответ. Если дети егоне знают, то право ответа переходит команде соперников.
Не стоит забывать о том, что малыши иногда просто запоминают ответы на те или иные загадки и даже не пытаются решить, почему он именно такой.
Чтобы избежать этого, следует всегда спрашивать детей, почему они решили, что ответить нужно именно
так, по каким признакам они догадались.
Когда ребята научатся самостоятельно отгадывать загадки, то это занятие будет доставлять им большое удовольствие. Но воспитателю следует учитывать, что загадки, которые он предлагает детям, должны соответствовать их возрасту. Загадки для команд можно подобрать следующие:
1) стоит Антошка на одной ножке (гриб);
2) зимой и летом одним цветом (ель);
3) без окон, без дверей, полна горница людей (огурец);
4) сто одежек и все без застежек (капуста);
5) сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук);
6) сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);
7) два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы);
8) был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон);
9) не зверь, не птица, носок как спица. Летит – кричит, сядет – молчит (комар);
10) этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед);
11) в раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка);
12) в тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует – бежим по воде (волны);
13) не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой
(валенки);
14) всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).
За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 очко. В игре побеждает та группа детей, которая наберет наибольшее количество очков.
Счет с препятствиями
Цель игры: развивать у дошкольников воображение, речь, желание пользоваться уже имеющимися знаниями, продолжать закреплять навыки счета до 10 в прямом и обратном порядке, умение играть в коллективе сверстников.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам проверить свои знания и просит посчитать вслух хором от 1 до 10. Затем ребята должны сделать то же самое, но только в обратном порядке.
Детям дошкольного возраста бывает довольно сложно сориентироваться в данной ситуации, поэтому на помощь им
приходят цифры, которые написаны на бумажной ленте и прикреплены к магнитной доске.
Затем руководитель предлагает детям посчитать всем вместе, называя числа через одно, например 1, 3, 5, 7, 9 или 2, 4, 6, 8, 10. Такой счет помогает развивать логическое мышление и умение мысленно представлять порядок цифр, называя из них только те, которые необходимы.
Следующее задание помогает улучшить память, но выполнить его дети смогут не с первого раза, поэтому воспитатель должен сначала объяснить его и только затем показать на собственном примере. Заключается оно в том, что необходимо посчитать от 1 до 10, во время счета пропускать некоторые цифры например, не называть число 3 или 6.
Заданий, которые могут предложить руководители ребятам, можно придумать довольно много, вот лишь некоторые из них:
1) посчитать от 1 до 8, не называя при этом числа 5 и 6;
2) посчитать от 10 до 1, не называя числа 2;
3) посчитать от 1 до 10, говоря после каждой цифры слово «теперь».
Кто кого переговорит
Цель игры: поддерживать при помощи наглядных пособий внимание детей, развивать их активный словарь, внимание, память, умение запоминать и повторять определенные фразы.
Оборудование: карточки с изображением любых предметов или иллюстрации картин, которые помогут детям
находить тему для разговора.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: руководитель предлагает ребятам занять свои места и внимательно выслушать правила игры, которые заключаются в том, что необходимо, словно попугай, повторять все то, что говорит соперник.
Для игры выбираются 2 человека. Один ребенок должен в течение 2 минут говорить, не останавливаясь, все то, что придет ему в голову. А другой малыш обязан повторить за ним, но не только слова и предложения, но и интонацию, с которой они были произнесены.
Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не собьется, ведь говорить одновременно с кем-то не так уж и просто. Если остановился ребенок, который говорил основной текст, то его заменяет любой другой из зрителей, а если сбился малыш, повторяющий фразы, то он меняется ролями со своим соперником. Если ребята довольно легко справляются с подобной игрой, то в нее можно ввести и третьего участника, который будет повторять фразы за вторым участником. Таким образом, получается целая цепочка, в которой практически невозможно ничего понять.
Опиши рисунок
Цель игры: учить детей правильно называть предметы, обогащая словарный запас, развивать память и внимание.
Оборудование: на магнитной доске необходимо расположить большой плакат, название нарисованных на котором
предметов и животных начинаются с определенной буквы, например «с» (снеговик, сковорода, светофор, сапог, свинка, сумка, следы, снег, снежинки, сосна, стрела, собака, санки, слон, скрипка, солнце, сорока, стрекоза, сова, сказка, самолет и другие в зависимости от фантазии воспитателя).
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня они будут играть в очень необычную игру, но, прежде чем все узнают ее правила, необходимо разделиться на 3 команды.
Следующим этапом руководитель показывает подготовленный плакат и просит детей назвать только предметы на букву «с». Дети начинают перечислять: снеговик, сковорода, светофор, сапог, сачок, свинка, сумка, следы, снег, снежинки, сосна, стрела, собака, санки, слон, скрипка, солнце, сорока, стрекоза, сова, сказка, самолет и др. Затем можно начинать игру. Для этого все должны внимательно подумать и составить как можно больше предложений с данными словами. Когда время истечет (а на это отводится не более 2 минут), руководитель предлагает первой команде назвать свое предложение, затем свое говорит другая группа детей, потом – третья.
Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть варианты. Побеждает та команда, которая придумала больше
предложений с нужными словами. Для того чтобы посчитать количество правильных ответов у каждой команды, после ответа рекомендуется давать каждой из них по одной фишке, которые затем просто нужно сложить.